AMA-сессия с sikle, аналитиком Team Spirit: про свою работу, Chen, систему 50% в Dota 2 и любимое аниме

Аналитик Team Spirit Денис 'sikle' Лерман специально для Dota2.ru поведал о своём пути от простого игрока в Доту до аналитика «драконов», а также ответил на вопросы пользователей нашего портала об «уходах» из игры, Chen, системе 50% и любимом аниме.

Сначала Денис в мини-интервью для нашей редакции рассказал о трудностях, с которыми он сталкивался, объяснил, в чём заключается роль аналитика в Россия Team Spirit, и сообщил, что в будущем Tinker Tinker будет использоваться на позиции саппорта.

Привет! Для тех, кто знает тебя только по новостям с «Главной»: расскажи о своём пути в Доте.

Привет. Играю с 10 лет: компьютерные клубы, Дота у друзей, потому что своего интернета и компьютера долгое время не было, после исключительно игра с ботами и снова клубы. Когда появился USB-интернет (в достаточно позднем возрасте), мне нравилось проводить время внутри Дота-сообщества: при том сначала на playdota.com и только потом по какой-то причине познакомился с русскоязычным — prodota.ru — оттуда вы знаете MorfDesigner, UmN1K и многих СНГ про-игроков.

Вместе с другими создавал темы-предложения по новым героям или способностям (кстати, из таких предложений в Доте полностью вылезли Puck Puck и Pudge Pudge), спрашивал про механику или совместно с кем-то выпускал свои псевдостатейки. Навскидку только вспомню, что выкладывал про «Fan of Knives» — способность Мортред из Варкрафта, на которой, например, основывался Ring of Basilius Ring of Basilius, но с нулевым уроном, из-за чего ты мог застилить килл у союзного Ancient Apparition Ancient Apparition или пробудить нейтралов ночью при побеге. Занятно, что даже в то время была статья со всеми подсчётами и объяснениями по псевдорандому, хотя способностей было намного меньше, чем сейчас.

Нравилось устраивать конкурсы по мере возможности, на какой-то период повезло быть ньюсмейкером на одном из этих сайтов (без всяческих перлов, конечно, мои переводы не обошлись) — в общем, я утопал в том, что было связано с игрой. Хотелось больше помогать, обсуждать, и в какой-то момент меня свели с IceFrog. Я был очень юн, в какой-то мере напорист — спамил багами, предложениями от комьюнити (что-то всё же попало в игру), задавал тупейшие вопросы — английский у меня был посредственный, и я мог ошибаться со значениями слов. Не буду говорить, что было после, но контакт потерян, и вышла вторая Дота.

Это был то ли 2011-й, то ли 2012-й, когда я попросил разработчиков выдать мне сколько-нибудь ключей, которые я решил разыграть в сообществе — иронично, но из десятков ключей сам себе ни одного не оставил; ещё 2 дал друзьям, 2 продал. Посчитал, что раз компьютер слабый, то и останусь в первой Доте пока что. Опуская подробности, хороший компьютер появился только лет 6 назад. Друг купил мне ПК (привет, iKrivetko), я начал стримить ночами в сарае, и наконец переехал в квартиру с проводным интернетом (впервые). Тут много можно говорить, одно осталось прежним — энтузиазм так и не угас, всё такое же стремление изучать, разбирать, помогать. Не знаю, что со мной.

Как ты попал в Россия Team Spirit и какие обязанности ты выполняешь в команде?

В какой-то момент на стримах я не мог себе позволить даже продукты купить, поэтому был в экстренных поисках работы. Совершенно точно готов был отказаться от игры, лишь бы найти заработок или два. Одновременно пробовал переводить — работать по профессии.

Однако с Дотой тоже вариант не забрасывал и писал всем знакомым игрокам. Никто не соглашался. Ярику (Россия Miposhka) тоже написал — с ним мы уже общались до этого. Он посоветовал обратиться к Россия Korb3n, а дальше пошло-поехало. Ко мне уже давно присматривались, поэтому уже всё знали.

В мои обязанности входят подготовка к оппонентам — как к личным встречам, так и ко всем командам на турнире; анализ меты/патчей, какие-то взаимодействия и особенности, «фишки», скрытые изменения (например, сырный щит с ноября регенился, даже если тебя бил герой, но в декабре это пофиксили — мы знали об этом с самого начала), предлагаю на обсуждение новые идеи по разным аспектам игры — ребята это обмозговывают и решают; предоставляю запрошенную информацию тренеру и капитану, какую захотят узнать при подготовке или базовый набор; слежу за пабами и отмечаю что-то интересное; активно смотрю за каждым из нашей команды и как успешно идёт в пабах или на КВ, докладываю об этом.

Аналитик — это консультант, помощник тренера, менеджмента и игроков. Я связан с цифрами, статистикой, которые отфильтровываю и передаю. Ребята могут обратиться со своими вопросами, которые мы обсудим, или я протестирую что-то, предоставлю данные, но выводы и решения за основным костяком.

Также ты известен как мастер Chen Chen. Поведай о своей любви к этому персонажу.

Я даже не помню, когда начинал играть на нём, потому что друзья говорят, что ещё с первой Доты. Помню только, что начал, потому что героя никто не брал, он был и остаётся самым непопулярным персонажем в пабе. Мне показалось это странным, и я захотел это изменить, узнать больше, разобрать всё, что смогу.

У меня 2 650 игр и 59,3% винрейт за Chen Chen на данный момент. Единовременно занимал первую строчку на всех сайтах со статистикой: Dotabuff, OpenDota, Stratz (сейчас закрыт профиль, и не знаю, да и не стремлюсь к пьедесталам). Проектов с Chen Chen у меня много, но, наверное, самый известный — таблица крипов? Удобное место, где можно узнать о крипах минимальный базис, либо даже больше.

В остальном же будет грубо сказать, что создавал множество мет на Чене (типа стакающиеся магрезисты, катапульты, абуз гарпии и т.п.), которые потом активно расползались и фиксились — это не доказать, однако. А! Ещё сайты любят писать, что я «коучил» про-игроков на Чене. Это так, но громко сказано, слишком бахвальством пахнет. Да, я многим рассказывал про Чена тет-а-тет: Россия RodjER, Дания N0tail, Россия yamich, Бразилия Duster, много имён, но я не могу назвать это тренерством или чем-то таким, потому что информации очень много, и люди не успевают впитывать. Кто-то вообще перестаёт слушать и такой «не, ну его нафиг, потом как-нибудь». Кто-то не до конца слушал и пренебрёг информацией — у многих до сих пор эта жуткая проблема с хоткеями и то, как они ими пользуются; не верят, что это важно.

Кроме этого, я знаю, что ты любишь экспериментировать. Какими своими секретными наработками ты можешь поделиться с общественностью?

Многие шутят про то, что я пикаю Tinker Tinker на саппорта, мол, это фигня и бесполезно — «что он делать по игре будет»? Но если вспомнить, все шутили, когда я пикал Invoker Invoker и Nature's Prophet Nature's Prophet на ту же позицию до патчей (понятное дело, что их апали, но их апали постепенно и показывали тенденцию, которую я и проверял). Такую тенденцию к изменению позиции героя легко проследить на основе последних 10 патчей и того, что герою меняют. Так вот, да, Тинкера в будущем будут пикать как саппорта.

Из того, что сейчас абузно и не вредно разделить, наверное, Zeus Zeus через Yasha and Kaya Yasha and Kaya с разбором в Manta Style Manta Style и покупкой Aghanim's Shard Aghanim's Shard.

Затем Россия sikle ответил на несколько вопросов, которые вы задавали в специальной теме на форуме. Так как вопросов было много, мы отобрали самые интересные из них.

King of the Kill: Откуда ты роешь эту инфу про изменения игровых файлов и кода игры?

С помощью VRF-программы, в которой при выходе патчей сравниваю версии и смотрю расхождения, сохраняю их в папку. Каждый раз, даже если добавили пуговицу Пуджу. Сижу на форумах и мониторю новые записи (Reddit), если сам что-то упустил, пользуюсь GitHub того же mukas. Иногда люди сами пишут — в такие моменты стараюсь теперь указать никнейм-источник.

Wuqing: Вопрос: ты уходил из Доты (помню, ещё был пост на Реддите, и кто-то тему на форуме создавал), сколько это в итоге длилось? Что побудило вернуться, и сожалеешь ли ты о том, что вернулся?

Не помню, сколько это длилось, но, кажется, несколько месяцев (3?). Это не первый «уход»: были периоды в 1 и даже 2 года. Побудило вернуться то, что много осталось недосказанным и хотелось как-то передать накопленное кому-то. Уверен, что, если бы я ещё был полгода в инактиве, я бы уже не вернулся в Доту. Не жалею, потому что остался там, где должен был быть по итогу, и накопленное теперь передаю не одному человеку, а целой команде.

Wuqing: И ещё вопрос: некоторые представители хай-ммр с форума считают тебя руинером в пабликах, потому что ты, по их словам, только тестируешь сборки/героев. Как это отражается на твоём ммр, и неужели для тебя абсолютно не важен исход матча?

Я постоянно слышу оскорбления в свой адрес, и как раз эта предвзятость и руинит игры, а не я — отказываются стоять на лайне, бьют шмотки, идут фидить. Всего один раз в пабе человек сказал «он наверняка знает, что делает, дайте ему играть», в остальном люди слишком зажаты в тисках меты и не хотят даже видеть новое и нестандартное. На ММР отражается негативно в большинстве случаев, но я всегда стараюсь играть до конца и на победу, конечно, мне важен исход матча — я прикладываю к этому все усилия. За все годы я ни разу не разбил шмотки или не встал афк.

Маг-комбинатор: Какие инструменты используешь в работе? Используешь ли SQL, питон/R, или хватает условного эксцеля?

Только Excel/Spreadsheet. Я предпочитаю работать руками, т.к. не особо доверяю — уже не раз перепроверяя то, что делал какой-либо софт, находил ошибки и исправлял их вручную. В целом я открыт к новому, но конкретно изучение языка для меня потребует всё время, для такого требуется всё распланировать; не сейчас.

86S: Как происходит выборка героев для пиков в турнирных играх? Может ли Россия Larl там сказать: «Хочу играть на том-то, я его в паблике задрю». И могут ли игроков заставить тренировать определённых героев?  PeepoF.gif?1592102815

[Герои пикаются], исходя из того, что наиграно на тренировках, обсуждалось или проверялось, конечно, как и у всех других. Естественно, игроки имеют свои предпочтения и выносят на обсуждение определённых героев, но последнее слово за капитаном/тренером. «Заставить» — это громко сказано, но если у нас нет в пуле каких-то объективно метовых/сильных героев, то об этом просто скажут и попросят, а не заставят под угрозой пытки.

Шрек 2: [...] Что делать в играх, где зоопарк дохнет за секунду? Какие самые сильные лайнапы с ченом? [...]

[Чтобы «зоопарк» не умирал за секунду, нужно] не подставлять зоопарк, держать на расстоянии. Активные крипы тоже под это правило попадают. Если они у тебя умирают, значит, ты райткликаешь на врага и используешь крипов таким образом не в тот момент. Крип — это герой, вот и думай с такой логикой — хочешь ли ты оставлять своих героев в живых, чтобы они были полезными, или хочешь нанести ими едва 200 урона и нафидить?

[Сильный лайн-ап с Chen Chen — это] любой керри, у которого есть возможность вгрызаться во врага: Faceless Void Faceless Void, Ursa Ursa, Slardar Slardar, Slark Slark. С такими героями приятно стоять на линии, и потом ты им помогаешь, баффая и хиля по игре.

JahRaksha: Каким образом все данные и те «раскопки», что делает Россия sikle, помогают непосредственно игрокам в матчах?

Немного странный вопрос, да и мою работу должен оценивать не я, но, наверное, мои данные помогают скорректировать собственное мнение в определённую сторону. Что-то напоминает или освежает в памяти, что-то создаёт новую идею, которую можно уже отшлифовывать и брать на вооружение. Если говорить о «фишках», то если она пригодится хотя бы в одном матче, для меня это уже успех и результат, ибо дота — это игра мелочей, где каждый кусочек важен.

Nevermind3: Как сильно система 50% мешает игрокам апнуть птс?

Никак [не мешает]. Фактически система не 50%, а 50%+. Чем больше ты играешь, тем больше ты будешь апаться, потому что именно всё то, что после 50%, и определит твой ранг. Посмотри на Россия iLTW — у него 50,76% винрейт с 25к играми, но 300-й ранг. У всех есть руинеры или катки по 15 минут в плюс, этого не избежать, но на дистанции, если ты правильно делаешь выводы и улучшаешься, ты будешь расти и в ранге.

KOLONN: Как ты сам думаешь, ты хороший аналитик? Пытались купить/переманить в другие орги? Если да, то расскажи подробнее.

Я очень самокритичен к себе, и во мне намертво засел синдром самозванца, поэтому я не могу положительно ответить на этот вопрос. Опять-таки, такое надо спрашивать у других, с кем я работаю, только они видят импакт (ну и результаты тоже, если могу это к себе применить).

Нет, переманить никто не пытался, да и я бы не согласился — я в восторге от организации и людей в ней.

Sketney ~: Любимое аниме? Любимый фильм/сериал/литература и поч

Аниме — «D: жажда крови» — очень красивая рисовка, сеттинг, персонаж, который импонирует своими мотивами и особенностями, нет блевотного стандартного про вампиров, да и открытые концовки люблю; аниме-сериал «Тетрадь смерти» из классики или «Созданный в бездне» из новых, потому что очень необычное аниме и целый пласт для фантазии даёт, восхищён всеми аспектами.

Фильм «Я — начало» — самая любимая драма. Я проникся персонажами и тем, какой путь у них был, проникся идеей фильма, операторской работой, послевкусием. Книга — «Человек, который смеётся» Виктора Гюго — тут даже всё не охватить, этот французский графоман построил такой сюжет и структуру, что произведение должно быть в рамочке у каждого. Я до сих пор не отошёл, хотя читал годы назад.

Dragon_s Fury: Оказавшись перед айсфрогом, что вы ему скажете?

Я бы просто извинился: sorry, I was too immature and dumb! [Прости, я был слишком молод и глуп. — Прим. ред.]

Пообщаться с Россия sikle и узнать больше о том, чем он занимается, вы можете в его telegram-канале.

Читайте также

В комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения:

  • Запрещены прямые и косвенные оскорбления авторов материалов, как и любые комментарии, не относящиеся к сути новости;
  • Указание на ошибки в материале происходит с помощью специального функционала. Комментарии с таким содержанием будут удалены;
  • Критика — это нормально, но выражать ее нужно без злоупотреблений. Ваши слишком грубые комментарии про личностей, представленных в новостях, могут быть удалены.
Аватар пользователя

Дай бог здоровья, голосую за этого мейнера чена

Аватар пользователя

>Zeus через Kaya and Sange с разбором в Manta Style
Через каю яшу тогда?

Аватар пользователя

Это определенно тот вью формат который мне заходит на д2ру. Человек который немножко в тени, но не полный нонейм. Ему есть что сказать. И он умеет говорить. Супер frogok.png

Аватар пользователя

2 фото даёт представление как нюss получил интервью

Аватар пользователя
Аватар пользователя

Про мидового Чена через башер дезолятор и армлет так и не спросили, дизлайк

Аватар пользователя

Надо было спросить как играть на чене в овертроу и какие сферы брать, меня вчера жёсткий Чен трахнул там какие-то неадекватные крипы уже со старта были по 300 урона( хотя всё саммонеры в целом там неадекватные, даже у вк скелет 90 урона со старта бегает)

Аватар пользователя

Человек из народа д2ру, что интервьювер, что интервьюируемый.

Аватар пользователя

Уважаемый Свёкл, напоминаем, что детальный анализ файлов нашей игры является нарушением пользовательского соглашения. Вы будете забанены и получите 2 года условно.

Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя

Как-то мало вопросов, пользователи детские шутки писали в темке.

Аватар пользователя

Помотала судьба сикла, за рекомендацию фильма спасибо.

Аватар пользователя

Очень крутой мэн , рядовым бойцам даже на форуме помогает и отвечает)

Аватар пользователя

Спасибо! Сикл, очень рады, что ты есть, спасибо тебе за работу, пусть Спирит на всех турнирах занимают топовые места!

Комментарии
Форум