Аналитик Team Spirit Денис 'sikle' Лерман специально для Dota2.ru поведал о своём пути от простого игрока в Доту до аналитика «драконов», а также ответил на вопросы пользователей нашего портала об «уходах» из игры, Chen, системе 50% и любимом аниме.
Сначала Денис в мини-интервью для нашей редакции рассказал о трудностях, с которыми он сталкивался, объяснил, в чём заключается роль аналитика в Team Spirit, и сообщил, что в будущем Tinker будет использоваться на позиции саппорта.
Привет! Для тех, кто знает тебя только по новостям с «Главной»: расскажи о своём пути в Доте.
Привет. Играю с 10 лет: компьютерные клубы, Дота у друзей, потому что своего интернета и компьютера долгое время не было, после исключительно игра с ботами и снова клубы. Когда появился USB-интернет (в достаточно позднем возрасте), мне нравилось проводить время внутри Дота-сообщества: при том сначала на playdota.com и только потом по какой-то причине познакомился с русскоязычным — prodota.ru — оттуда вы знаете MorfDesigner, UmN1K и многих СНГ про-игроков.
Вместе с другими создавал темы-предложения по новым героям или способностям (кстати, из таких предложений в Доте полностью вылезли Puck и Pudge), спрашивал про механику или совместно с кем-то выпускал свои псевдостатейки. Навскидку только вспомню, что выкладывал про «Fan of Knives» — способность Мортред из Варкрафта, на которой, например, основывался Ring of Basilius, но с нулевым уроном, из-за чего ты мог застилить килл у союзного Ancient Apparition или пробудить нейтралов ночью при побеге. Занятно, что даже в то время была статья со всеми подсчётами и объяснениями по псевдорандому, хотя способностей было намного меньше, чем сейчас.
Нравилось устраивать конкурсы по мере возможности, на какой-то период повезло быть ньюсмейкером на одном из этих сайтов (без всяческих перлов, конечно, мои переводы не обошлись) — в общем, я утопал в том, что было связано с игрой. Хотелось больше помогать, обсуждать, и в какой-то момент меня свели с IceFrog. Я был очень юн, в какой-то мере напорист — спамил багами, предложениями от комьюнити (что-то всё же попало в игру), задавал тупейшие вопросы — английский у меня был посредственный, и я мог ошибаться со значениями слов. Не буду говорить, что было после, но контакт потерян, и вышла вторая Дота.
Это был то ли 2011-й, то ли 2012-й, когда я попросил разработчиков выдать мне сколько-нибудь ключей, которые я решил разыграть в сообществе — иронично, но из десятков ключей сам себе ни одного не оставил; ещё 2 дал друзьям, 2 продал. Посчитал, что раз компьютер слабый, то и останусь в первой Доте пока что. Опуская подробности, хороший компьютер появился только лет 6 назад. Друг купил мне ПК (привет, iKrivetko), я начал стримить ночами в сарае, и наконец переехал в квартиру с проводным интернетом (впервые). Тут много можно говорить, одно осталось прежним — энтузиазм так и не угас, всё такое же стремление изучать, разбирать, помогать. Не знаю, что со мной.
Как ты попал в Team Spirit и какие обязанности ты выполняешь в команде?
В какой-то момент на стримах я не мог себе позволить даже продукты купить, поэтому был в экстренных поисках работы. Совершенно точно готов был отказаться от игры, лишь бы найти заработок или два. Одновременно пробовал переводить — работать по профессии.
Однако с Дотой тоже вариант не забрасывал и писал всем знакомым игрокам. Никто не соглашался. Ярику ( Miposhka) тоже написал — с ним мы уже общались до этого. Он посоветовал обратиться к Korb3n, а дальше пошло-поехало. Ко мне уже давно присматривались, поэтому уже всё знали.
В мои обязанности входят подготовка к оппонентам — как к личным встречам, так и ко всем командам на турнире; анализ меты/патчей, какие-то взаимодействия и особенности, «фишки», скрытые изменения (например, сырный щит с ноября регенился, даже если тебя бил герой, но в декабре это пофиксили — мы знали об этом с самого начала), предлагаю на обсуждение новые идеи по разным аспектам игры — ребята это обмозговывают и решают; предоставляю запрошенную информацию тренеру и капитану, какую захотят узнать при подготовке или базовый набор; слежу за пабами и отмечаю что-то интересное; активно смотрю за каждым из нашей команды и как успешно идёт в пабах или на КВ, докладываю об этом.
Аналитик — это консультант, помощник тренера, менеджмента и игроков. Я связан с цифрами, статистикой, которые отфильтровываю и передаю. Ребята могут обратиться со своими вопросами, которые мы обсудим, или я протестирую что-то, предоставлю данные, но выводы и решения за основным костяком.
Также ты известен как мастер Chen. Поведай о своей любви к этому персонажу.
Я даже не помню, когда начинал играть на нём, потому что друзья говорят, что ещё с первой Доты. Помню только, что начал, потому что героя никто не брал, он был и остаётся самым непопулярным персонажем в пабе. Мне показалось это странным, и я захотел это изменить, узнать больше, разобрать всё, что смогу.
У меня 2 650 игр и 59,3% винрейт за Chen на данный момент. Единовременно занимал первую строчку на всех сайтах со статистикой: Dotabuff, OpenDota, Stratz (сейчас закрыт профиль, и не знаю, да и не стремлюсь к пьедесталам). Проектов с Chen у меня много, но, наверное, самый известный — таблица крипов? Удобное место, где можно узнать о крипах минимальный базис, либо даже больше.
В остальном же будет грубо сказать, что создавал множество мет на Чене (типа стакающиеся магрезисты, катапульты, абуз гарпии и т.п.), которые потом активно расползались и фиксились — это не доказать, однако. А! Ещё сайты любят писать, что я «коучил» про-игроков на Чене. Это так, но громко сказано, слишком бахвальством пахнет. Да, я многим рассказывал про Чена тет-а-тет: RodjER, N0tail, yamich, Duster, много имён, но я не могу назвать это тренерством или чем-то таким, потому что информации очень много, и люди не успевают впитывать. Кто-то вообще перестаёт слушать и такой «не, ну его нафиг, потом как-нибудь». Кто-то не до конца слушал и пренебрёг информацией — у многих до сих пор эта жуткая проблема с хоткеями и то, как они ими пользуются; не верят, что это важно.
Кроме этого, я знаю, что ты любишь экспериментировать. Какими своими секретными наработками ты можешь поделиться с общественностью?
Многие шутят про то, что я пикаю Tinker на саппорта, мол, это фигня и бесполезно — «что он делать по игре будет»? Но если вспомнить, все шутили, когда я пикал Invoker и Nature's Prophet на ту же позицию до патчей (понятное дело, что их апали, но их апали постепенно и показывали тенденцию, которую я и проверял). Такую тенденцию к изменению позиции героя легко проследить на основе последних 10 патчей и того, что герою меняют. Так вот, да, Тинкера в будущем будут пикать как саппорта.
Из того, что сейчас абузно и не вредно разделить, наверное, Zeus через Yasha and Kaya с разбором в Manta Style и покупкой Aghanim's Shard.
Затем sikle ответил на несколько вопросов, которые вы задавали в специальной теме на форуме. Так как вопросов было много, мы отобрали самые интересные из них.
King of the Kill: Откуда ты роешь эту инфу про изменения игровых файлов и кода игры?
С помощью VRF-программы, в которой при выходе патчей сравниваю версии и смотрю расхождения, сохраняю их в папку. Каждый раз, даже если добавили пуговицу Пуджу. Сижу на форумах и мониторю новые записи (Reddit), если сам что-то упустил, пользуюсь GitHub того же mukas. Иногда люди сами пишут — в такие моменты стараюсь теперь указать никнейм-источник.
Wuqing: Вопрос: ты уходил из Доты (помню, ещё был пост на Реддите, и кто-то тему на форуме создавал), сколько это в итоге длилось? Что побудило вернуться, и сожалеешь ли ты о том, что вернулся?
Не помню, сколько это длилось, но, кажется, несколько месяцев (3?). Это не первый «уход»: были периоды в 1 и даже 2 года. Побудило вернуться то, что много осталось недосказанным и хотелось как-то передать накопленное кому-то. Уверен, что, если бы я ещё был полгода в инактиве, я бы уже не вернулся в Доту. Не жалею, потому что остался там, где должен был быть по итогу, и накопленное теперь передаю не одному человеку, а целой команде.
Wuqing: И ещё вопрос: некоторые представители хай-ммр с форума считают тебя руинером в пабликах, потому что ты, по их словам, только тестируешь сборки/героев. Как это отражается на твоём ммр, и неужели для тебя абсолютно не важен исход матча?
Я постоянно слышу оскорбления в свой адрес, и как раз эта предвзятость и руинит игры, а не я — отказываются стоять на лайне, бьют шмотки, идут фидить. Всего один раз в пабе человек сказал «он наверняка знает, что делает, дайте ему играть», в остальном люди слишком зажаты в тисках меты и не хотят даже видеть новое и нестандартное. На ММР отражается негативно в большинстве случаев, но я всегда стараюсь играть до конца и на победу, конечно, мне важен исход матча — я прикладываю к этому все усилия. За все годы я ни разу не разбил шмотки или не встал афк.
Маг-комбинатор: Какие инструменты используешь в работе? Используешь ли SQL, питон/R, или хватает условного эксцеля?
Только Excel/Spreadsheet. Я предпочитаю работать руками, т.к. не особо доверяю — уже не раз перепроверяя то, что делал какой-либо софт, находил ошибки и исправлял их вручную. В целом я открыт к новому, но конкретно изучение языка для меня потребует всё время, для такого требуется всё распланировать; не сейчас.
86S: Как происходит выборка героев для пиков в турнирных играх? Может ли Larl там сказать: «Хочу играть на том-то, я его в паблике задрю». И могут ли игроков заставить тренировать определённых героев?
[Герои пикаются], исходя из того, что наиграно на тренировках, обсуждалось или проверялось, конечно, как и у всех других. Естественно, игроки имеют свои предпочтения и выносят на обсуждение определённых героев, но последнее слово за капитаном/тренером. «Заставить» — это громко сказано, но если у нас нет в пуле каких-то объективно метовых/сильных героев, то об этом просто скажут и попросят, а не заставят под угрозой пытки.
Шрек 2: [...] Что делать в играх, где зоопарк дохнет за секунду? Какие самые сильные лайнапы с ченом? [...]
[Чтобы «зоопарк» не умирал за секунду, нужно] не подставлять зоопарк, держать на расстоянии. Активные крипы тоже под это правило попадают. Если они у тебя умирают, значит, ты райткликаешь на врага и используешь крипов таким образом не в тот момент. Крип — это герой, вот и думай с такой логикой — хочешь ли ты оставлять своих героев в живых, чтобы они были полезными, или хочешь нанести ими едва 200 урона и нафидить?
[Сильный лайн-ап с Chen — это] любой керри, у которого есть возможность вгрызаться во врага: Faceless Void, Ursa, Slardar, Slark. С такими героями приятно стоять на линии, и потом ты им помогаешь, баффая и хиля по игре.
JahRaksha: Каким образом все данные и те «раскопки», что делает sikle, помогают непосредственно игрокам в матчах?
Немного странный вопрос, да и мою работу должен оценивать не я, но, наверное, мои данные помогают скорректировать собственное мнение в определённую сторону. Что-то напоминает или освежает в памяти, что-то создаёт новую идею, которую можно уже отшлифовывать и брать на вооружение. Если говорить о «фишках», то если она пригодится хотя бы в одном матче, для меня это уже успех и результат, ибо дота — это игра мелочей, где каждый кусочек важен.
Nevermind3: Как сильно система 50% мешает игрокам апнуть птс?
Никак [не мешает]. Фактически система не 50%, а 50%+. Чем больше ты играешь, тем больше ты будешь апаться, потому что именно всё то, что после 50%, и определит твой ранг. Посмотри на iLTW — у него 50,76% винрейт с 25к играми, но 300-й ранг. У всех есть руинеры или катки по 15 минут в плюс, этого не избежать, но на дистанции, если ты правильно делаешь выводы и улучшаешься, ты будешь расти и в ранге.
KOLONN: Как ты сам думаешь, ты хороший аналитик? Пытались купить/переманить в другие орги? Если да, то расскажи подробнее.
Я очень самокритичен к себе, и во мне намертво засел синдром самозванца, поэтому я не могу положительно ответить на этот вопрос. Опять-таки, такое надо спрашивать у других, с кем я работаю, только они видят импакт (ну и результаты тоже, если могу это к себе применить).
Нет, переманить никто не пытался, да и я бы не согласился — я в восторге от организации и людей в ней.
Sketney ~: Любимое аниме? Любимый фильм/сериал/литература и поч
Аниме — «D: жажда крови» — очень красивая рисовка, сеттинг, персонаж, который импонирует своими мотивами и особенностями, нет блевотного стандартного про вампиров, да и открытые концовки люблю; аниме-сериал «Тетрадь смерти» из классики или «Созданный в бездне» из новых, потому что очень необычное аниме и целый пласт для фантазии даёт, восхищён всеми аспектами.
Фильм «Я — начало» — самая любимая драма. Я проникся персонажами и тем, какой путь у них был, проникся идеей фильма, операторской работой, послевкусием. Книга — «Человек, который смеётся» Виктора Гюго — тут даже всё не охватить, этот французский графоман построил такой сюжет и структуру, что произведение должно быть в рамочке у каждого. Я до сих пор не отошёл, хотя читал годы назад.
Dragon_s Fury: Оказавшись перед айсфрогом, что вы ему скажете?
Я бы просто извинился: sorry, I was too immature and dumb! [Прости, я был слишком молод и глуп. — Прим. ред.]
Пообщаться с sikle и узнать больше о том, чем он занимается, вы можете в его telegram-канале.
Комментарии
ПравилаВ комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: