Аналитик Entity Алексей 'TheChosenOne' Караневич в интервью для нашего портала подробно объяснил, в чём заключаются его обязанности в команде, а также поделился мыслями о текущей мете в Dota 2 и рассказал о дальнейших планах своего коллектива.
Вместе с TheChosenOne мы обсудили:
- 4,5 года игры за Nemiga Gaming;
- Европейский подход к работе с тренером и его отличия от подхода в СНГ;
- Чем занимается аналитик;
- Как MeTTpuM и TheChosenOne распределяют между собой обязанности;
- «Тренерские штабы» в Доте;
- Как Entity выбила Tundra Esports с The International 2023;
- Почему Slardar — самый сильный оффлейнер этой меты;
- Почему Spirit Breaker переоценён, а Meepo недооценён;
- Каким образом обнаруживаются «фишки» в Dota 2;
- Возможность перехода Entity в Восточную Европу;
- Дальнейшие планы команды.
Лёх, привет! Уже скоро Новый год, а значит, можно понемногу подводить итоги. Год назад ты присоединился к Entity в качестве аналитика. Как оценишь этот сезон лично для себя?
Я оценю этот сезон как успешный, потому что я перешёл на новую роль — от игрока к аналитику. Я бы даже сказал, что больше к тренеру, потому что я только на бумаге числюсь как аналитик, на деле же я, скорее, второй тренер. MeTTpuM выполняет основные тренерские обязанности, а я больше фокусируюсь на подготовке к командам.
В этом году я поездил по миру наконец-то, поучаствовал в тир-1 турнирах, чего у меня не получалось добиться на позиции игрока. Всё хорошо, в общем.
До этого ты играл под тегом Nemiga Gaming более четырёх лет — практически всю свою игровую карьеру. Что тебя так долго держало в этой команде? И как ты думаешь, что помешало вам добиться успеха?
Что меня так долго держало? В принципе, у Nemiga Gaming были все ресурсы, чтобы развиваться. Было полное доверие, никогда не было никаких проблем с зарплатами, с выплатами. Была такая стабильность. Также мне там давали много свободы, давали собирать составы.
А из таких предложений, куда я мог уйти... Один раз у меня был вариант с Gambit Esports — я туда тестился, когда они собирали ростер с Fng, gpk, dream`. По-моему, что-то такое было. Но тогда вместо меня выбрали кого-то другого, я уже не помню.
А что помешало добиться успеха? Я думаю, что когда у нас были по-настоящему сильные составы, вот, с Fishman, я считаю, у нас был очень сильный состав и с kodos-, тогда мы, наверное, как-то не смогли сфокусироваться на том, чтобы полностью отдаваться игре и показывать свой максимум. А далее, мне кажется, что у нас уже были достаточно средние составы. То есть мы были трудолюбивые, у нас неплохо был построен трудовой процесс, я считаю, но, опять же, структура СНГ-клубов не всегда правильная, мне кажется.
У нас была неправильная, как по мне, работа с тренером — много тренерских обязанностей брал на себя я. Можно сказать, что в последние годы я был тренером и капитаном команды, но при этом я ещё и играл. Это точно сказывалось на моей игровой форме. Из того, что я анализировал: много последних пиков я оставлял себе — это был точно неправильный подход.
А чем европейский подход к работе с тренером отличается от того, что есть в нашем регионе?
Я бы не сказал, что во всём СНГ подход неправильный, ведь есть Team Spirit — это из успешных примеров. В Европе точно тренеру больше доверяют, его больше слушают. Там нет такого, что тренер должен доказать, что он достоин управлять составом.
На самом деле, именно в этом, мне кажется, и заключается проблема в СНГ. Есть много бывших игроков, например, G и Silent, которые раньше были хорошими игроками, а теперь являются крутыми тренерами. Однако есть очень много противоположных примеров — не буду переходить на личности здесь. По отзывам я знаю, что у некоторых хороших игроков в прошлом просто нет тренерских качеств. То есть они не могут построить состав, но при этом у них как бы есть регалии. Самая большая проблема заключается в том, что все хотят себе тренера из топ-5-6 Инта — только тогда они смогут ему доверять.
В этом основная сложность в СНГ. Команды строятся следующим образом: ты собираешь 5 игроков, а потом уже эти 5 игроков решают, хотят ли они тренера, хотят ли они психолога, хотят ли они аналитика. Я считаю, что ситуация должна быть обратная. У тебя есть тренер, менеджер, организация, и вы подбираете под себя игроков, а игроки должны быть готовы идти на этот контакт.
Когда я сам играл, я тоже думал: «Я знаю лучше. Что мне этот тренер может сказать?» Когда игрок 8-10 часов играет, у него формируется свой игровой взгляд. Но тренер при этом все эти 8-10 часов может смотреть игры, и просмотреть ты можешь гораздо больше игр, чем отыграть, так как ты можешь проматывать, параллельно замечая паттерны. Теперь, когда я выполняю свою работу, я это понимаю. Я понимаю, что тренер может внести большой импакт.
В одном из своих первых постов в Telegram ты рассказывал, что, кроме Entity, у тебя были и другие варианты тренерской работы. Куда ещё тебя приглашали и почему ты выбрал именно команду Fishman?
Один из вариантов — это был проект в Беларуси. Один человек хотел создать киберспортивную школу и предлагал мне стать тренером для студентов, и при этом подо мной был бы ещё белорусский состав. Он хотел развивать игроков, у него было прикольное предложение в плане схемы тренинга, которое я в какой-то степени одобряю. У нас совпали взгляды, и я рассматривал это как альтернативный вариант. Другие варианты, которые предлагали, — тренировать тир-3 команды, начиная с нуля.
Выбрал я Entity, потому что хотел посмотреть, как работает тир-1 коллектив. Опять же, MeTTpuM — тир-1 тренер, с которым я, кстати, играл, когда только начинал свою карьеру. Он меня обучал основам Доты и был «пятёркой» в моей первой команде. Я знал, что он очень умный парень, и хотел посмотреть, как он работает, как он привёл команду к тому, что она стала топ-10 мира, если судить по результатам The International 2022. Кроме этого, я хотел поработать с тир-1 игроками, потому что за свою игровую карьеру из тир-1 я поработал только с Ильёй Kiritych, который сейчас в Virtus.pro.
Я пошёл в Entity за опытом. Я не хотел быть исключительно аналитиком, но они и не искали именно аналитика — они искали, можно сказать, тренера по подготовке к другим командам, плюс их интересовал вопрос лейнинга. Я разбираюсь в лейнинге и за это тоже отвечаю.
То есть, если говорить о разделении обязанностей, MeTTpuM больше отвечает за подготовку состава и за драфты, а ты фокусируешься на соперниках и лейнинге?
Ну, да. Я могу помогать MeTTpuM с подготовкой, могу ему накидывать идеи, но всё равно именно он полностью отвечает за то, как пойдёт драфт. Принять мои идеи или нет — это его решение. Я могу подсказывать мелкие вещи, касающиеся того, как нам играть, но структуру выстраивает он — паттерны, как нам лучше играть, отталкиваясь от игроков и их предпочтений.
Получается, тебя, скорее, можно назвать помощником тренера — у Evil Geniuses что-то подобное было.
Я бы сказал, помощник тренера, да. У Evil Geniuses действительно похожая система. Некоторые даже говорят, что аналитик у них выполнял больше тренерских функций, чем их основной тренер, потому что он прямо шарит в Доте.
На самом деле, это как в футболе — у тебя есть главный тренер, а есть его помощник, который должен собрать информацию и тому подобное. У главного тренера есть основная задача — это хороший драфт и качественно выстроенная игра команды. Но будет круто, если придёт человек и расскажет, как играет вражеская команда, как можно адаптироваться, на какие слабости можно надавить. У тренера на это времени просто нет.
Мы уже всё ближе подбираемся к понятию «тренерского штаба», как в большом спорте.
Да. Игра развивается, увеличивается конкуренция. У Team Spirit в какой-то момент был тренер и 2 аналитика. Я считаю, что сейчас, если есть ресурсы, глупо, что игрок сидит и отсматривает кучу игр, готовится один. У меня так было в Nemiga Gaming, у Fishman когда-то такое было — мы сидели, по 10 часов готовились. Зачем, когда мы можем держать свою игровую форму? Естественно, капитан команды должен подключаться на 2 часа в день к этому процессу, чтобы высказать свои взгляды. Но основную работу по подготовке, я считаю, должны выполнять тренеры.
В теории можно нанять много тренеров, но для Доты, мне кажется, что 2 человека — это идеально. Второй тренер всё равно должен какую-то аналитическую работу выполнять, чем я и занимаюсь.
Ты уже рассказывал о своём функционале в коллективе, но я бы хотел копнуть немного глубже. Какую статистику ты собираешь во время турниров и как она превращается в практические советы?
Возьмём, например, The International 2023. Во-первых, мы играем «праки» и собираем эту статистику — против чего мы играем, с чем мы играем, на основе этого мы делаем выводы по героям — что «рейтить», а что не «рейтить».
Конкретно на турнире я собираю статистику, какая сторона выигрывает. Дальше я начинаю смотреть, почему какая-то сторона чаще выигрывает — обычно дело либо в лейнинге, либо в 5-10-й минуте, стаки какие-то, может, проще делать или Рошана, может быть, на этой стороне забирать легче. Дальше мы смотрим первый или второй пик. Свои аргументы я передаю тренеру, на основе чего он может сделать какую-то поправку. Ну и героев, естественно, я тоже смотрю.
Но основная причина, почему меня хотели брать, — это нехватка времени на подготовку во время турнира. Ты приезжаешь, у тебя серия, к которой ты готовился, а через 2 часа у тебя вторая серия, и ты не знаешь, что эта команда делает. Если ты играешь и пикаешь в этот момент, у тебя нет времени на подготовку. Поэтому я в первую очередь готовлюсь к нашему следующему оппоненту, чтобы когда пришёл тренер, он знал, что, допустим, этим они играют хорошо, а этим — плохо. Но я не только смотрю на цифры, открыв Dotabuff. Также я отсматриваю игры и анализирую, точно ли игрок хорошо отыграл, точно ли этот герой стал причиной победы, точно ли стоит его банить или его можно переиграть.
Крутая структура!
Я думаю, в Европе это есть у многих. У Team Liquid это точно есть с Jabbz. Мне кажется, у OG что-то подобное было, на мой взгляд, — у них были Chu, Misha и Ceb, а также N0tail, которого всегда можно спросить о чём-то.
Что касается СНГ... Я не знаю, как построен процесс у Team Spirit, но мне кажется, что они меньше готовятся к другим командам, больше фокусируясь на выстраивании своей структуры. У них очень хорошие варды всегда, у них очень хорошие стартовые паттерны игры.
Можешь привести пример того, как результат твоей работы получил конкретное практическое применение в команде?
Возьмём игру против Tundra Esports с The International 2023, потому что это, наверное, самый актуальный пример. До игры с Tundra Esports у нас было 5 дней — это очень много времени на подготовку. То есть здесь можно подготовиться идеально. Я подготовил информацию быстро — за первый день, после чего мы понемногу внедряли то, как они играют, чтобы запомнить это.
Из того, что я помню: 9-12-я минута — Tundra Esports всегда приходит гангать керри под тир-2 вышкой; 15-я минута — они всегда «смокуются» в свою лёгкую линию, когда у них нет тир-1 вышки, ставят вард и делают киллы; 20-25-я минута — они всегда давят мид. При этом если они сильно-сильно выигрывают, они ставят такие варды, которые без Gem of True Sight не снять, поэтому если мы будем проигрывать, мы обязательно должны взять Gem of True Sight на 20-й минуте. Если в двух словах, такая была установка.
Это была та серия, где мы это точно применили, потому что первую игру мы сильно проигрывали, но могли бы проигрывать ещё сильнее, если бы не избежали те моменты, о которых мы знали. Мы взяли Gem of True Sight, сняли варды и смогли «камбекнуть». А вторая игра — мы уже играли без отставания. Мы знали, как они действуют, и за 5 дней ничего не поменялось. У нас была информация о команде, мы смогли обыграть её в этих моментах и победить со счётом 2:0.
Также ты готовишь дополнительную информацию по конкретным запросам игроков и тренера. Какие интересные запросы тебе поступали?
На самом деле, большинство запросов — это просто «подготовь мне этого героя». Мне, допустим, говорят: «Хочу играть на этом герое, вроде он имба. Какие сборки на нём?» Также могут назвать игроков, на которых они хотят опираться. Скорее, что-то такое.
А что-то прямо необычное? Нет, это, скорее, мне самому нужно находить. Я нахожу паттерны команд, игроков, которые можно применять, которые хороши. Например, вот, допустим, после того, как ты сломал тир-1 вышку в лёгкой линии, тебе нужно отводить большой кемп, стакая его, — тогда можно сделать так, чтобы к вражескому керри вообще ни одной волны крипов не пришло, если правильно это делать. Сейчас все считают, что это BetBoom Team начала. Но я ещё до этого увидел это у какой-то тир-3 команды или даже в паблике, и мы тоже обладали этой информацией. Помню, что мы с Tobi это обсуждали.
Взаимодействуешь ли ты как-то с коллегами по цеху, к примеру, с Leamare или sikle?
С sikle никак не взаимодействовал, даже не общались ни разу. С Leamare мы, кстати, пару раз общались. Он нам точно помогал пару раз, давал пару полезных «фич» — не буду рассказывать, какие, он сам, если что, скажет. Мы вроде как хотели пересечься в Сиэтле, но там не получилось — я быстро уехал домой. Но, очевидно, его сайт — spectral.gg — сильно помогает.
Аналитик — довольно творческая профессия. Например, sikle активно продвигает Tinker-саппорта. Какие безумные идеи есть у тебя?
Я бы не сказал, что я фокусируюсь на каких-то безумных идеях. Скорее, моя задача — это найти сильных героев и продвинуть их. Я не пытаюсь найти что-то экстравагантное.
Например, Necrophos — я знал, что есть «абузка», что Nullifier не контрит Ghost Shroud, если ты купил Black King Bar, то есть ты можешь быть и в «госте», и в BKB одновременно. Вот это я продвигал и говорил, что Necrophos — 100% очень сильный герой. Мы со Stormstormer это обсуждали и собирались использовать это на The International 2023. И если посмотреть на винрейт «Некра» и на его игры, он был имбой на Инте. Моя задача — продвинуть таких героев.
Тот же Slardar сейчас в мете — очень сильный герой, самый сильный оффлейнер по цифрам. Я смотрю, почему, и стараюсь обсуждать с оффлейнером билд, который придумали люди, почему он сильный и как мы его можем использовать.
Раз уж мы затронули Slardar, поговорим о нём. В патче 7.34e его вообще никак не трогали. Почему он резко стал таким популярным?
Придумали очень сильный билд сейчас на него. Собираешь Echo Sabre, дальше Blink Dagger и потом идёшь в Aghanim's Scepter. Собрав Aghanim's Scepter, ты можешь легко убить своего «Торментора» в соло на 20-й минуте, а потом нажать Smoke of Deceit и забрать вражеского, получив 2 Aghanim's Shard. В итоге у тебя Aghanim's Shard, Aghanim's Scepter, Blink Dagger. Ты очень быстро фармишь, при этом ты очень опасен и тебя очень сложно убить.
Могу только сказать, что Ancient Apparition очень сильно контрит эту стратегию, потому что вся суть в том, что у тебя много армора и ХП-регена в «луже», а «Аппарат» всё это нивелирует.
Ещё один важный аспект — высокая важность линий. Сейчас такая мета в хай-MMR пабликах: все пикают Spectre на первый пик и Faceless Void, Wraith King — это корм на линии для Slardar. Мало «ренджовых» героев, кто может его наказывать на линии, а «милишникам» стоять против него практически невозможно.
Также ты рассказал про фишку с Necrophos и Nullifier. Как вообще происходит этот процесс поиска фишек? Ты специально сидишь и тестируешь различные механики или это следствие большого количества просмотренных игр?
По-разному. В основном, я очень-очень-очень много смотрю игры. Особенно предположим, что какая-то команда пикнула на каком-то турнире героя, которого никто не пикает, и победила, тогда надо посмотреть, почему они взяли этого персонажа. Я смотрю, а дальше я уже всегда открываю dota2.fandom.com, обязательно английскую версию, там я нахожу этого героя и просматриваю «ченджлоги», известные баги и подробные описания всех способностей. Я всё это читаю и нахожу какие-то вещи.
Какие герои сейчас, по-твоему, сильно недооценены или переоценены?
Spirit Breaker сейчас — самый переоценённый герой. Все за него воюют, все его берут на первый пик, но я ни одной игры с ним не победил и не проиграл ему, потому что все ждут, когда он нафармит Hand of Midas и Octarine Core с Shadow Blade, чтобы начать что-то делать.
А недооценены? Meepo не так много пикают. Я сам пару раз попадался с Meepo, и мне кажется, что он сейчас очень сильный. Можно очень рано «форсить» Рошана, а также помогает усиление Vladmir's Offering. Кроме этого, в мете Chen, в мете Tusk, в мете Slardar, то есть можно играть быстро. Он может зажимать всю карту.
Ещё я бы выделил, наверное, Jakiro, который не так популярен. Но у него сейчас хорошие цифры. И, опять же, сейчас мета: это Slardar, Spirit Breaker, Lycan, Kunkka — всем этим «милишникам» стоять против Jakiro очень сложно, и он практически любому кору обеспечивает фри-фарм. Я считаю, что у него хороший Aghanim's Scepter, хороший тимфайт, а также неплохой Aghanim's Shard для пуша.
Какие изменения ты бы хотел увидеть в следующем глобальном патче?
Я бы хотел, чтобы проще было заходить на «хайграунд», если ты получил преимущество. При этом я бы хотел, чтобы больше героев на лейнинге стали сильнее, так как я понимаю, что если на «хайграунд» будет проще заходить, герои, которые слабы на линии, совсем перестанут пикаться.
Но, вообще, мне, если честно, не важно, какой будет патч. Мне нравится подстраиваться под то, что есть, и работать с тем, что есть. Идеального патча никогда не будет. Текущий патч, в принципе, мне нравится, если исключить те случаи, когда ты играешь против Magnus и тебе нужно зайти на «хайграунд». Возможно, я бы убрал «глиф» после тир-3 вышки. Мне кажется, этого было бы достаточно.
Ну и о будущем. Теперь состав Entity полностью состоит из представителей Восточной Европы. У команды не было мыслей перейти в соответствующий регион?
Мы это обсуждали. Вопрос сейчас в том, какие будут турниры и кто их будет проводить. Из анонсированного сейчас мы знаем, что будет ESL-лига. Если говорить конкретно о ней, мы спрашивали, и нам сказали, что если мы перейдём в СНГ, то наши очки аннулируются.
По силе регионов я бы сказал, что они одинаковые. Лично я сейчас не вижу смысла переходить из Европы в СНГ — и там, и там высокая конкуренция с двумя слотами на последних турнирах. Дальше всё будет зависеть от условий турнирных операторов. Допустим, сейчас, чтобы играть в Европе, можно находиться в Сербии, и чтобы играть квалификации в СНГ, тоже можно находиться в Сербии. Если вдруг это поменяется и европейские отборочные нельзя будет играть из Сербии, возможно, мы будем рассматривать вариант в СНГ.
Какие планы у Entity на ближайшие месяцы?
Сейчас, в принципе, план — отдохнуть. Год был тяжёлый, много турниров, много игр. В следующем году обещают, что будет ещё тяжелее — ещё больше игр. При этом мы теперь знаем, что главный турнир года — это Riyadh Masters, который, скорее всего, будет где-то летом, и к нему надо будет подготовиться. Так что до января мы отдыхаем. Кто-то, возможно, поигрывает сам, но как команда мы особо пока тренироваться не планируем.
В январе уже анонсированы квалификации ESL, а дальше посмотрим, какие будут турниры. Уже с нового года начнём «трайхардить» и готовиться.
Спасибо большое за интервью и удачи в следующем сезоне! Если у тебя напоследок есть какие-то интересные аналитические факты для наших читателей или просто пожелания, то сейчас самое подходящее для этого время.
Все интересные аналитические факты в моём Telegram, так что заглядывайте, задавайте вопросы и читайте. Играйте в Доту с кайфом, не злитесь, будьте на позитиве и воспринимайте её проще — как игру.
Комментарии
ПравилаВ комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: