Прочитав стакан воды, о составляющих скила в доте, решил действительно точно указать все аспекты, влияющие на ваш уровень игры и исход матча. Уверен, некоторые упущу, так что дополните меня, пожалуйста. (Уверен, никто не сможет прочитать всю тему)
Немного о концепте, я буду относить к скилу, абсолютно все переменные, которые имеют влияние на качество и исход игры. Это может показаться неразумно, но так будет проще.
Часть 1: Подготовка.
- Оборудование.
Назвать оборудование частью скила, язык не поворачивается, тем не менее, оборудование имеет влияние на ваш уровень игры. Умение подобрать подходящее имеет место быть. Влияние данного аспекта я считаю минимальным, но мы разбираем все аспекты.
Для лучшего результата, необходимо:
- Хорошее железо.
- Большой и качественный монитор.
- Хорошая клавиатура.
- Хорошая проводная мышь.
- Хороший коврик под мышку.
- Удобный стол и стул. (Без точеных ... ну вы поняли )
- Хорошее освещение в помещении.
- Внутриигровая настройка.
Данный аспект является достаточно важным, в моем понимании. В данном случае имеет место быть как индивидуальные предпочтения, так и общепринятые. Думаю каждому понятно, что ни один хороший игрок, не станет использовать мышку, чтобы использовать предметы и другие действия, которые можно переложить на клавиши.
Разберем общепринятые положения:
- Сведения использования мышки к необходимому минимуму.
- Использования клавиатуры обязательно для: использование предметов, прокачки способностей, манипуляций с курьером, использование лавки.
- Использование квик кастов, как минимум там, где это необходимо.
- Разбор и настройка под себя: подконтрольных юнитов, карты, типа атаки, социального аспекта.
- Физическое состояние.
Кто бы что не говорил, а качество вашей игры, напрямую зависит от вашего физического состояния. Стоит ли говорить, что в состоянии сонливости ваша реакция хуже? Это всем понятно. В любом случае, главный орган, который определяет уровень вашей игры, это ваш мозг. И чтобы мозг работал хорошо, ему необходим отдых и хороший приток крови(кислорода). Если вы будете сидеть 24/7 в непроветриваемом помещении, качество вашего мышления и ваша реакция упадут. Также важны конечно руки, пальцы, глаза и тд. Поэтому необходимо:
- Разминка перед игровой сессией.
- Достаточный уровень кислорода в помещении.
- Регулярное питание и сон.
- Нормальная игровая поза, чтобы во время игры, не давить на нервы и сосуды.
- Нормальная дистанция от монитора и возможно очки для уменьшения напряжения глаз.
- Минимальная физическая разминка после каждой игры.
- Ментальное состояние.
Как говориться, в здоровом теле, здоровый дух. Если человек следует пунктам из аспекта о физическом состоянии, вероятнее всего, его ментальное состояние также будет в норме. От вашего ментального состояния, зависит уровень концентрации на игре.
Я не стал добавлять концентрацию в часть о игровом процессе, так как это более абстрактный аспект, который выплывает именно из вашей подготовки к игровой сессии. Самым важным фактором влияющим на ухудшение вашей концентрации, являются мысли о чем то ином, кроме игры которые влияют на вашу концентрацию и ухудшает ваш уровень игры.
Что ухудшает ваш уровень игры и от чего нужно избавиться:
- Мысли и размышления о чем-то кроме игры, во время игры.
- Использование пауз, для сворачивания игры и выполнения других дел.
- Общение не на тему игры, во время матча.
- Контроль внешних факторов.
Контроль внешних факторов Ну тут все просто. Хоть данный пункт и называется "контроль", но контролировать внешние факторы, конечно полностью невозможно.. тем не менее, можно попробовать хотя бы уменьшить их влияние, так что перечислим то, что присуще качественной игре:
- Выбор надежного провайдера.
- Качественная звукоизоляция.
- Удобный прайм тайм, когда в доме/квартире только вы или вам никто не мешает.
- Наличие страховки, на случай перепадов напряжения.
Первая часть пройдена, что забыл, то забыл. Стоит отметить, что это была скучная часть, на самом деле, её можно и не читать, ведь там по сути очевидная всем база, ничего нового вы не узнаете, скорее всего, но для полноты темы, я постарался. А теперь приступим к самому интересному.
Часть 2: Игровой процесс.
- Скорость реакции.
Дота опциональная игра, в зависимости от ситуации, ключевыми моментами, могут выступать разные вещи. Иногда реакция не важна, а иногда определяет исход всей игры. Но можно уверенно сказать, что чем дальше в лейт, тем больше влияние реакции на исход игры.
Скорость реакции, другими словами ответные действия, зависят от предугадывания событий или интуитивного мышления. Предугадывание событий строиться на вашем конструктивном мышлении и в меньшей мере зависит от вашего игрового опыта, когда интуитивное полностью опирается на ваш игровой опыт. Как это происходит?
Представим что у противника есть АКС, а у вас есть ИУЛ, вы видите как союзники столпились при пуше вышки. Благодаря вашему конструктивному мышлению, вы предугадываете действия вражеского АКСа и держите курсор по середине ваших союзников, прокликивая ИУЛ. Исход врыва АКСа думаю вам всем будет известен, если он заранее не прожмет БКБ. Данный тип реакции является наиболее быстрым, но требует от вас очень большого количества ресурсов. Чтобы реагировать подобным образом, необходимо удерживать в голове заранее спланированные сценарии. Когда события развиваются не по сценарию, это может ввести вас в ступор.
Что касается интуитивного мышления, то вы можете не предугадывать попытку врыва акса, тем не менее, наиграв кучу противостояний против акса, вы неосознанно будете выдерживать позицию и реагировать на его врыв, может с большей задержкой, но все равно. Такой тип реакции требует меньше ресурсов мозга, но срабатывает дольше и чаще решения основаны на интуиции являются плохими. В игре необходимо поддерживать баланс, между этим делом, чтобы хватило выносливости на всю игру и при этом делать минимум ошибок в самых ответственных моментах.
Стоит отметить что подавляющая часть игроков в доту, использует исключительно интуитивные решения, так как конструктивные буквально плавят ваши мозги, если речь идет о реакции. Приходиться обдумывать слишком много сценариев, за короткий промежуток времени, уровень концентрации должен быть крайне высок. Но результат будет на лицо.
Что необходимо для быстрой реакции:
- Наличие опыта в определенных матчапах и событиях.
- Использование конструктивного мышления, для предугадывания событий.
- Точность нажатий.
Точность нажатий, уже куда ближе к врожденному аспекту, нежели реакция. АИМ он и в Африке АИМ. Важным тут является больше мышка и коврик, чем ваши "тренировки". Можно конечно потренить АИМ в других играх, с упором на АИМ, но это больше похоже на плацебо. Если у вас есть проблемы с этим, то лучше исключить из пула героев, где АИМ имеет важную роль. Нежели пытаться улучшить врожденную координацию движений. Если есть те, кто от игры в ОСУ например, стал лучше играть в доту, мяукните.
Что необходимо для лучшей точности нажатий:
- Не родиться овощем. (Я кста овощ )
- Психологическая стабильность.
Психологическая стабильность Вот мы и подобрались к горючему. Этот и следующие два аспекта, крайне обширны. Всего есть два типа факторов, которые влияют на ваше псих. состояние, это игровые моменты и социальные моменты. К социальным моментам, очевидно мы относим взаимосвязь с союзниками и противниками, сюда входит как общение, так и всякие колы, сигналы и прочее. К игровым моментам, относиться любое игровое событие, например противник, что ушел на 1хп или отсутствие сейв тп от союзника.
Что можно сказать по этому поводу? Ну дерьмо случается А в доте, так вообще, почти все что случается, это какое то дерьмо. Но это все вторично, ключевым является не происходящее, а ваше к этому отношение.
"Будьте подобны воде, пробивающейся сквозь трещины. Опустошите свой разум. Будьте бесформенными. Бесформенными, как вода. Если вы нальете воду в чашку, она станет чашкой. Будь водой, друг мой" (с) Брюс Ли
Отличная цитата от уважаемого человека. Все что вам нужно, это "отпускать" события, которые уже прошли и продолжать думать о том, как победить. Но это тяжело. Особенно тяжело, если вы замотивированы к победам и хотите чего-то добиться, такой вот парадокс. Чтобы быть более психологически устойчивым, нужно относиться проще к событиям, но чтобы относиться проще, нужно понизить уровень мотивации и зависимости от победы. У каждого свой путь, как добиться этого состояния, я могу от сердца порекомендовать вам сменить цель. Вместо победы, попробуйте преследовать какие-то другие цели, что собственно к этой победе ведут. Есть и другой совет, попробуйте воспринимать всех в игре, ботами. Этакими ИИ. Тогда у вас не будет никаких ожиданий, таким образом и реакция на реальность, не будет беспокоить ваше психическое состояние.
Но все таки, перечислим важные моменты, психологической стабильности:
- Отсутствие провокаций с вашей стороны.
- Отсутствие реакции на чужие провокации.
- Избавления от мыслей, что связанны с чужими провокациями.
- Достаточный перерыв, после тяжелых психологически игр.
- Тактическое ведение.
Какая сложная и вторая по значимости и объемности тема. Элементов тактического ведения, столь много, что я даже не представляю себе возможным, все вспомнить и перечислить. По крайней мере, постараюсь указать основные. В доте тактические противостояния происходят постоянно, с самого начала игры. Будь то драка за руну, стадия лайнинга, осада, деф, драка за какой либо из обжективов или просто битва за респект. Каждое это событие пропитано тактическими элементами. Качественная тактика способна залатать ваши дыры в пике, ваше отставание в нетворсе и даже ваше стратегическое невежество. Чтобы было проще, поделим все события, где ключевым является тактика на три типа: лайнинг, стычки в соло и командный бой.
Элементы тактики в доте:
- Качество навыка агра/переагра крипов вышки, знание о их радиусе, кулдауне и механике. (думаю многие не знают, что такое есть)
- Понимание лимитов урона своего и вражеского персонажа (атака, способности).
- Слежение за ресурсами противника и понимание размера собственных ресурсов (стики, лотусы, фейрики, сыр, аегис, мека и прочее).
- Вардинг, девардинг (на стадии лайнинга).
- Стаки, пулы (на стадии лайнинга).
- Позиционка.
- Удержание/толкание лайна, понимание что необходимо в данный момент (на стадии лайнига).
- Приоритет выбора первого таргета.
- Приоритетное событие, для использование предмета или навыка (глобал в БХ, манту в сало и тд.).
- Использование абузов для восстановления ресурсов.
- ... можете дополнить.
- Стратегическое ведение.
Стратегия, основа исхода любого матча. О стратегии в доте, можно говорить бесконечно. Но давайте попробуем коротко указать главные элементы стратегического аспекта. Разделим стратегию на такие составляющие как, скилл билд, айтем билд, пик силы, контроль территории и исходящие из всего этого, возможности и угрозы.
В стратегии важна последовательность, так как аспекты сильно связаны между собой и выплывают друг из друга. Стратегия это как дерево, выбирая что-то в начале, ты сразу закрываешь себе иной путь, как говориться, одна ошибка и ты ошибся АуФ. Поэтому каждое действие, с самого начала, должно быть осознанным. И связанно это именно с последним "возможности и угрозы". Любая стратегия, содержит в себе план, но идеального плана без учета действий противника не существует. Поэтому ключевым фактором стратегии, является предугадывание стратегии противника. Чтобы четко понимать, свои возможности и какие есть угрозы. В доте на самом деле, не так сложно предугадать действия противника, ибо они во многом зависят от пика и первых предметов. Видя у врагов ранний пуш без лейт потенциала (условную пугну+луну), вы можете легко предугадать действия противника. К сожалению лишь единицы предают этому значение и меняют свои планы на игру, от шаблонных, на те, которые будут лучшими для определенной партии.
Если обобщать, то видя пик противника и их расположение по линиям, скиловый игрок определит примерное время их пика силы, а также исходя из этого предположения, а также проверяя их предметы, он может предугадать время захвата территории, выходы в смоках и отбивание обжективов. Также вы должны смотреть на ваш пик, ваши предметы и ваш потенциальный пик силы. Только если вы будете понимать и знать эту информацию, вы сможете следовать базе: "Знай врага и знай себя: тогда в тысяче битв не потерпишь поражения." Понимания намерения, вы можете выбрать путь, который приведет вас к победе. В доте достаточно инструментов, чтобы победить, даже не сражаясь и проиграть будучи непобедимым в прямом столкновении.
И так, каковы же элементы присущи игроку с высоким скилом:
- Понимание когда и у кого наступает пик силы, качественная реализации данной информации.
- Подходящий под ситуацию скил билд.
- Подходящий под ситуацию айтем билд.
- Принятие драк которые принесут выгоду.
- Отказ от сражений, что принесут убыток.
- Предугадывание передвижений противника.
- Качественное использование возможностей сплит пуша и крип скипинга.
- ... можете дополнить.
- Уникальные навыки и знания.
Уникальные навыки и знания Последний аспект, который зависит исключительно от героя. Это наличие как теоретических, так и практических навыков, также элементы реакции. По сути данный аспект является частью выше перечисленных аспектов, но при этом является индивидуальным для каждого героя.
Основными показателями скила является:
- Качество добивания крипов.
- Видение подходящей тактической ситуации для реализации способностей. (ЭХО СЛЭМЭ)
- Создание лучшей тактической ситуации на основе стратегии для реализации способностей. (Вот это я умный )
- Знание и умение использовать особенности (фишки) персонажа при фарме, сражении, разветке или создания преимущества, каким либо другим способом (стаки например). (НС здарова)
- ... можете дополнить.
Вот и все, таким образом, тренируя и соблюдая все выше перечисленные аспекты игры, вы можете достичь пика своих навыков в игре ДОКА 2 ТРЕЙД. Темку создал в том числе, для систематизации собственного понимания. Даже если не читали, мне пофиг.