Киберспортивный психолог Анастасия 'PsychoDoto' специально для Dota2.ru поделилась подробностями своей работы, а также ответила на вопросы пользователей нашего форума, посвящённые тильту, коммуникации в матчмейкинге, контролю над своими эмоциями и системе 50%.
Сначала Анастасия в мини-интервью для нашей редакции рассказала о знакомстве с Дотой, роли психолога в киберспорте и проблемах, с которыми чаще всего сталкиваются про-игроки.
Привет! Расскажи немного о себе: как ты познакомилась с Дотой и почему ты решила стать киберспортивным психологом?
Я познакомилась с Дотой больше 10 лет назад, я всегда увлекалась разными играми, в них особенно меня привлекала сложность процесса. Мне нравится разбираться в сложном геймплее и замечать свой прогресс, а Дота идеально подходит по этим параметрам.
Тогда я как раз училась на факультете психологии, а команда Natus Vincere забирала свои лавры на StarLadder. В 2013-2014 году я немного пожила в Киеве, сутками играла в Киберспортивной арене и поднимала рейтинг. Там же посмотрела на StarLadder вживую, это было было последнее яркое противостояние Natus Vincere и Alliance, где Natus Vincere выиграла. Это было очень круто.
Дальше я занималась разными проектами, в том числе 4 года у меня была своя киберспортивная школа, где я нанимала тренеров. Ну, а несколько лет назад я подумала, что могу совместить своё образование с киберспортом. И так получилось любимое дело, в котором я шарю.
С какими коллективами ты сотрудничала в своей карьере? Работала ли ты индивидуально с какими-то известными киберспортсменами?
Из интересных кейсов: я работала с соло-игроками из первого дивизиона СНГ и Европы — это игроки от топ-300 и выше. Я не имею права раскрывать их ники. Из известных команд: Mind Games ( ex-Unique состав) и HF (тир-3 команда). В общей сложности у меня было 10 команд (Дота, CS, Valorant) и больше 100 клиентов от низкого рейтинга до топ-20.
В чём заключается работа киберспортивного психолога? Какие задачи он выполняет?
Задачи и работа зависят от того, на буткемпе ты или онлайн. На буткемпе ты буквально задаёшь настрой и атмосферу с самого утра до позднего вечера, инициируешь активности (когда завтрак, когда разминка, когда спорт, настрой на трени и т.д.); постоянно помогаешь ребятам в общении между собой, подталкиваешь к обсуждению важных вопросов, учишь спорить без конфликтов, решать ситуации сразу; проводишь соло-сессии с игроками, разбираешь точечные проблемы, проводишь практики. В общем, очень много всего.
Если мы говорим о работе онлайн, это работа по запросу клиента или же мы вместе формируем запрос, распутываем клубок того, как проблема устроена в человеке и что к ней приводит. Подбираем практики, чтобы фиксить всё это дело. Я использую совершенно разные методы: от психоаналитики до ДБТ [диалектическая поведенческая терапия. — Прим. ред.], поэтому метод к каждому клиенту разный.
С какими психологическими проблемами чаще всего сталкиваются про-игроки?
Частые: тильт, непонимание своих эмоций, лишние деструктивные мысли, неуверенность, выгорание, проблемы с целеполаганием и с мотивацией вследствие. В основном такое, но бывают и другие более редкие случаи.
Как ты оценишь роль киберспортивного психолога на про-сцене Dota 2 сегодня?
Всё больше команд приходят к тому, что психологи нужны и эффективны. Помню время, когда про-составы стали потихоньку брать себе тренеров. Тут та же история теперь с психологами. В спорте это уже давно работает, а в киберспорт только приходит. И мне приятно быть здесь первопроходцем, потому что я могу из своего опыта привносить в сферу новые методы работы, которые подходят именно игрокам. К тому же я уверена, что киберспортивный психолог должен хоть сколько-то разбираться в игре, чтобы работать с командой.
Затем PsychoDoto ответила на несколько вопросов, которые задавали вы в специальной теме на форуме. Так как вопросов было много, мы отобрали 10 самых интересных из них.
Закись Ашота: Является ли вера в систему 50% признаком психологической незрелости, инфантилизма? Так как это не что иное, как перекладывание ответственности с себя на других.
Про систему 50% давно ходят эти конспирологические разговоры. Я думаю так: в здоровой форме игрока должен интересовать свой прогресс. И цифры тут играют совершенно не первостепенную роль. Важно, чтобы игрок умел искать свои ошибки, делать из них выводы и ставить себе цели на игру, чтобы фиксить эти ошибки. Твоя победа в том, что независимо от победы в игре и от действий других 9 человек ты можешь становиться лучше, потому что многие ошибки ты можешь оттачивать, не ориентируясь на ситуацию в игре. Например, свой крипстат с линии, позиционка, понимание пика силы, вардинг, подходящая зона для игры и т.д.
Когда твоя победа не зависит от других 9 человек и ещё всяких систем типа 50% и прочего, когда она зависит от того, какую цель на игру ты себе ставишь, то тебя мало интересует вся эта ерунда. И твой рейтинг растёт в любом случае, потому что ты работаешь над собой. Так что я думаю, это снятие с себя ответственности и непонимание сути эффективной работы над своим скиллом.
Папа Джо: Что делать, если кто-то в тиме сломал шмотки и встал афк?
Опять же: действия любого из 9 участников каждого матча никак не зависят от тебя. И редко ты на них влияешь. Что делать, если чел стоит афк? Да ничего ты с ним не сделаешь, ты его не контролируешь. Но что контролируешь ты? Ответ — как в прошлом вопросе: свои действия, свою работу над собой, свои ошибки и возможность их фиксить. Всё это можно делать в той или иной мере даже с АФКшным тиммейтом. Поэтому лучше избавить себя от мыслей о другом игроке, на которого ты не влияешь никак. Да, это неприятно, но не более того.
Бустер на виспе: Как сильно разнится майндсет игроков разных позиций?
Это по-разному. Вообще, по моим наблюдениям, керри нужно быть рассудительным и хладнокровным. «Тройке» — инициативным и уверенным. Мидеру — быстрым, изобретательным. «Четвёрке»-«пятёрке» хорошо быть с развитой эмпатией, с умением следить за картой и таймингами. Но если не ударяться в детали, то всем игрокам нужны данные качества. И важно уметь понимать свои эмоции, контролировать свои мысли, чтобы не уходить в деструктив и отдавать себе отчёт, что следует за действиями.
Just_a_Noname: Что делать, если никто в команде не слушает друг друга и тренера, как в BetBoom Team?
Мы не знаем точно, что происходит в BetBoom Team, чтобы тут на форуме об этом рассуждать. Но чтобы справиться с проблемой коммуникации и научиться друг друга слушать, команде может помочь психолог [недавно тренер BetBoom Team boo1k сообщил о том, что его команда начала работать с психологом. — Прим. ред.].
Если нет психолога, то я бы предложила ввести несколько правил для всей команды:
- а) Не перебивать другого, пока он говорит.
- б) Говорить об ошибках и проблемах только после тренировок, а не между играми и тем более не во время.
- в) Говорить о претензиях вовремя, а не когда уже накипело.
- г) Указываешь кому-то на ошибку — сразу открываешь репку.
- д) Кто-то из команды должен записывать тренировки с войсом.
- ж) Играть вместе пабы. Играть вместе по линиям в пабе (1+5, 4+3).
Alco555: [...] Всегда играл на победу, то есть жёстко горел после проигрышей. Сейчас играю раз или два в месяц по 5-6 часов игры на 3 500 MMR, но всё равно не могу испытывать удовольствия от игры, если не побеждаю. Могу даже победить 5 игр подряд, проиграв шестую — сгораю, злюсь и матерюсь. Это нармальна?
Здесь у игрока неправильно составлены ожидания, и он разочаровывается, когда они не выполняются. Игрок идёт в матч с ожиданием победы, а это зависит не только от него, а как минимум ещё от 9 человек. Это не круто, когда твоё ожидание зависит от других, нужно, чтобы оно зависело от тебя и было в твоих силах.
Поставь себе ожидание, выполнив которое, ты получишь удовлетворение, например: сыграть этот матч лучше, чем я сыграл прошлый; постоять на линии, соблюдая позиционку; набить с линии столько-то крипов. Выбери себе квест и победи в нём, став лучше.
topa310: Насколько киберспортивный психолог должен шарить в доте, чтобы работать? И нужен ли ему вообще какой-то навык игры?
Я думаю, психолог должен понимать суть игры и иметь в ней опыт, хоть небольшой. За про-сценой тоже должен следить. Киберспортсмены как личности отличаются от спортсменов, к ним иногда нужны свои изобретательные методы, и нельзя работать в отрыве от контекста игры.
TankDota2: Что делать, если при сравнении с другим игроком уменьшается самооценка?
Сравнивать себя с другими в контексте «лучше и хуже» — это деструктивно. Мы всегда будем и лучше, и хуже кого-то. Стоит заниматься этим в здоровой форме: чётко осознать (лучше прописать) свои стороны, которые вы считаете сильными. Далее записать свои стороны, которые вам не нравятся, вы считаете их негативными или слабыми. А дальше подумать, какие стороны вы хотите фиксить и во что. И вот тут можно обратить внимание на других людей.
Например, вы думаете, что вам не хватает дисциплины, вам нравится игрок, у которого с ней всё в порядке. Можно поставить себе цель — прийти к тому же уровню, и найти методы, как вы этого достигните. Или же вы думаете — у этого игрока лучше получается стоять на линии, а у меня хуже — это деструктивно. А продуктивно сказать — мне не нравятся свои итоги по лайнингу, я буду их фиксить, искать свои ошибки, смотреть демки свои и про, стану лучше. Это вот здоровое сравнение, из которого вытекает постановка задачи: пофиксить то, что вам не нравится, но есть у кого-то другого.
Rockstar7: Как можно уверенно коллить тиммейтов, чтобы они прислушивались к тебе?
Любой колл стоит делать доброжелательно, без лишних эмоций и оскорблений. Если вам не понравилось действие игрока, не говорите ему «что ты делаешь, лоускилл?!!!», скажите: «думаю, твоё действие было неверным, давай сгруппируемся и попробуем сделать это».
Если вы хотите, чтобы к вам прислушались, скажите что-то типа: «Ребят, я вижу эту игру вот так и так, у меня есть вот такой план, и я хочу делать вот это, собрать вот это. Давайте вместе решим, что будете делать вы и реализуем это».
Tsurai: Какие практики и методы могут помочь игрокам справляться с поражениями и использовать их как возможность для роста и улучшения?
Методы самопомощи заключаются, в основном, в контроле своих мыслей после эмоции. Мы не можем перестать чувствовать раздражение, злость, грусть и остальные эмоции. Но мы можем не раздувать их ещё больше в своих мыслях.
Пример: один игрок после череды поражений думает: «Блин, опять придурки в команде, как надоело, я ничего не апну, я всё время сижу в помойке, как меня это достало, тупая Дота». Другой игрок в этом случае думает: «Окей, опять поражение. Я мог что-то сделать лучше? Надо глянуть репку, записать, в следующей игре сделать работу над ошибками или посмотреть, как про-игроки поступают в подобном случае». Эмоции у людей одни и те же — они неприятные, а мысли разные. Первый уходит в тильт, второй отпускает неудачу и думает о том, как прогрессировать. Вот и думайте.
_MrReaktiv_: Cтоит ли отдыхать от винстриков? Не истощают ли они мораль игрока так же, как и лузстрики, просто с другой стороны? Что лучше в психологическом плане: поймав винстрик, играть «до талого» или всё же «отдыхать» от игры, как при лузстрике?
Лучше просто делать перерывы после 2-3 матчей. Мозг в любом случае нуждается в отдыхе. После поражения лучше отдыхать всегда. Перерыва минут в 10-15 часто достаточно. Винстрик — это кураж. Кураж — это тильт, но со знаком +. Всегда лучше садиться играть в адекватном, в меру приподнятом настроении и концентрироваться на игровых задачах и целях (личных).
Другие материалы, посвящённые киберспортивной психологии, можно найти в личной группе Насти PsychoDoto.
Комментарии
ПравилаВ комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: