«Maelstorm сможет работать фри агентом и отлично проживет»: вторая часть интервью с ген. продюсером Paragon

Генеральный продюсер Paragon Сергей Посашков во второй части интервью для нашего портала порассуждал на тему заключения эксклюзивных контрактов с талантами и сообщил о планах студии запустить «абсолютно новый экспериментальный формат трансляции». Первую часть интервью можно найти тут.

Важную тему недавно поднял один из представителей вашей студии — Россия Maelstorm. Владимир сравнил студийную систему, сложившуюся в нашем регионе, с системой свободных агентов, сформировавшейся на англоязычном рынке каста, и отдал предпочтение западному формату работы талантов. Какое мнение у вас по этому поводу?

Я считаю необходимым немного раскрыть тему, потому что не все поняли суть поста. Вова писал об этом с точки зрения «все всё понимают», забывая, что он знает слишком много, а комьюнити слишком мало. Даже ваш заголовок «Россия Maelstorm о переходе в комьюнити-каст» ещё больше путает читателя. Там жаркое обсуждение на 200 комментариев о разнице между работой в студии и работой на себя, между студийным кастом и комьюнити кастом. Пост был совсем о другом и ваш вопрос как раз об этом.

В данный момент можно разделить отношения между студиями и талантами на 3 категории:

  • эксклюзивный договор
  • обычный трудовой договор
  • проектная работа на короткий срок

Вова говорил об эксклюзивном контракте, когда сотрудник студии не имеет права без согласования с работодателем появляться на сторонних проектах. Именно такие контракты не нравятся Владимиру. И не зря, потому что они очень часто запрещают много, а дают мало. На самом деле, именно в этом и состоит огромная проблема, что в нашем регионе работодатели услышали классное слово, крутые для себя фишки, и побежали использовать. Круто же! Можно не пускать своих талантов работать там, где тебе не нравится!

Но это не совсем правильная интерпретация.

Во всём цивилизованном мире эксклюзивный контракт не только даёт рычаги воздействия и право принятия решений для продюсеров студии, но в том числе предлагает определенные бонусы самим сотрудникам.

  1. Повышенная заработная плата (в полтора, в два, в Х раз), ведь мы запрещаем ему работать на конкурентов и на сторонних проектах, а значит, лишаем прибыли.
  2. Развитие! Студия, которая подписала такой контракт с талантом, сама должна в него инвестировать, чтобы развивать, продвигать, обучать и т.д. Ведь если мы платим человеку заработную плату х2-х3 относительно рынка, такой ценный актив студия должна всеми силами прокачивать и улучшать. Помогать ему становиться известнее, опытнее. Как контракт с музыкальным лейблом, который имеет на тебя все права, но в то же время снимает тебе клипы, пишет песни и т.д.
  3. Бизнес-подход. Студия с эксклюзивными правами на таланта в Америке свободно будет отпускать его работать на проекте у конкурентов, если они найдут в этом выгоду для себя и/или для него. А если не отпустит, то, значит, сделает в это же время не менее крутой проект.

Это очень краткое описание основных правил. Об этих правилах эксклюзивного контракта студии часто «забывают». Платят среднюю цену по рынку, не участвуют в развитии и запрещают работать. В итоге у кастеров развивается острая аллергия на подобные формы сотрудничества. Отдельно замечу, что причин провала здесь гораздо больше, чем просто «ужасные работодатели». Не всегда корректно поступают обе стороны договора, но результат остаётся прежним.

Эксклюзивный контракт сам по себе инструмент хороший и нужный, но использовать его нужно правильно, чтобы не было негативных последствий.

Теперь к вопросу о рынке «там».

В системе работы англоязычных талантов есть очень много нюансов, не таких очевидных и видимых для людей со стороны. Если сравнивать систему фри агентов и эксклюзивных контрактов, то я думаю, что система «как там» имеет право на жизнь, как и любые другие. Но она требует слишком больших усилий в первую очередь от самого таланта (о чём также писал Вова), а такие усилия не очень многие хотят прилагать.

У них «там» есть большое отличие в менталитете и отношении медийных личностей к своей профессии. Они знают, что всегда находятся на работе, пока они не в домашних тапочках. Особенно если они в стенах студии. Многие русскоязычные таланты включаются только в кадре, а какая-то часть даже в кадре включаться не хочет или не умеет. Сегодня плохое настроение, значит, таким будет эфир. Завтра настроение улучшилось — вот и эфир поприятнее.

Сам Россия Maelstorm сможет работать фри агентом и отлично проживет. Но очень большая часть (больше 50%), я уверен, не захотят напрягаться. А ещё контракт даёт хоть какую-то стабильность в плане доходов. Ни в коем случае не осуждаю никого, кто хочет получить хоть немного стабильности в наше время. Это абсолютная норма. Будет этот контракт эксклюзивным или нет, вопрос другой. Зачастую сами таланты хотят сразу сделать его максимально длинным и прибыльным.

Призыв от Вовы в первую очередь был к работе без контрактов и длительных обязательств, и я в этом могу поддержать многие мысли из того поста. Мы в Paragon Events фактически работаем именно по этой системе. У нас нет эксклюзива, мы не запрещаем своим талантам работать на сторонних проектах в свободное время. В том числе у конкурентов. Некоторых талантов мы даже «отпускаем с работы пораньше», чтобы они могли реализовать себя там, где им очень хочется. Россия Азалия Merryf с удовольствием посещает турниры по CS:GO у Relog Media, Россия Дима CrystalMay появляется в эфире FISSURE на мейджорах, сам Россия Вова Maelstorm регулярно делает подкасты с Россия NS и реализует другие проекты. Эти примеры самые яркие, но не единственные. Мы хотим, чтобы наши таланты развивались и становились лучше из-за конкуренции и отсутствия долгих планов. Они должны гореть желанием работать каждый день и становиться лучше.

К сожалению, не всё так просто. Нюансов в этом вопросе сотни, и форма сотрудничества — лишь небольшая её часть. Она оказывает влияние на любого работника далеко не всегда. А пост был именно о том, как замотивировать талантов развиваться и становиться лучше. Именно это Вова и пытался донести.

Для меня все формы сотрудничества понятны и приемлемы. В каждой есть плюсы и минусы, и использовать их нужно грамотно. Главное уметь находить общий язык.

В одном из своих постов Россия Maelstorm сообщил о том, что больше «не сидит на контракте». Как вы охарактеризуете ваше сотрудничество с Владимиром? И есть ли ещё таланты, которые выбрали такой же вид взаимодействия?

Мы работаем со всеми талантами практически в режиме фри агентов. Или трудовых договоров. Мы договариваемся о проектах на определённый срок и работаем в рамках этого договора. Если у кого-то возникает нужда этот договор каким-то образом изменить, обсуждаем и находим решение. С Владимиром мы договорились работать определённое количество проектов и, я надеюсь, сможем работать и дальше, если это будет устраивать всех. Я не подсветил одну очень важную вещь в своём прошлом ответе.

Работа в режиме фри агентов заставляет быть в тонусе не только сотрудника, но и студию.

Каждые несколько недель или месяцев талант в очередной раз принимает решение: продолжать работу здесь или пойти работать в другом месте? А может заняться чем-то еще? И студия не может просто относиться к своим сотрудникам в стиле «за забором очередь». Если я хочу сохранить своих «фри агентов» и работать с ними дальше, я должен быть с ними честен, развивать команду продакшена и всю студию. Мне это нравится и я нахожу в этом массу плюсов.

Также не так давно бывший сотрудник Maincast Украина STORM поднял тему профессионализма в русскоязычной сфере киберспортивного освещения, рассказав о том, что некоторые таланты могли не прийти на эфир, например, из-за чрезмерного употребления алкоголя. Сталкивались ли с подобными случаями в своей работе? Как вы оцените уровень профессионализма в регионе?

Я работаю с людьми почти всю свою жизнь и сталкивался с такими ситуациями, которые даже представить нельзя. Я видел и пьяных, и проспавших, и неподготовленных, и в гораздо более тяжёлых состояниях. Но это проблема не русскоязычной среды, а людей. Есть и американцы, которые могут прийти на работу в пьяном виде, и французы, и кто угодно. Другой вопрос, как к этому относится руководство и другие сотрудники. Ведь если напиться можно одному и ему ничего не будет — остальные тоже подумают, что это норма. У нас строгие правила в плане дисциплины, и я никогда не допущу пьяного человека в эфир. Не важно, смог он проснуться или нет.

Уровень профессионализма русскоязычных кастеров я бы оценил на три с минусом (в среднем). На каждого отличника приходятся два двоечника и руинят всю статистику. Тяжело становиться профессионалами, если от тебя этот профессионализм никогда особо не требовали. А еще и критериев не давали. 20% отличников, 40% середнячков. Оставшиеся 40% думают, что они таланты.

Максимум 10 русскоязычных талантов я мог бы уверенно назвать профессионалами своего дела. Оценку 5+ поставил бы только троим. Лично знаю одного таланта, который не прочитал за последние 10 лет ни одной книги. Так профессионалом стать тяжело.

В течение этого сезона студия Paragon Events появлялась на экранах зрителей в самых разных обличиях: стимпанк, Япония и теперь Древняя Греция. Насколько важны яркие и запоминающиеся декорации на трансляциях?

Попробую ответить на вопрос с научной точки зрения. Зрителю важно наполнение эфира, а не обёртка. Это самое важное. Без хорошего контента внутри кадра абсолютно неважно, в каком стиле оформлена ваша студия.

Частая смена декораций даже вредна. Так устроен человек (большинство, не все, разумеется), что ему хочется найти что-то постоянное, своё и не особо меняющееся. Посмотрите на наших родителей. Они смотрят одни и те же передачи по телевизору десятилетиями. Потому что они нашли своё, то, что им нравится, и смотрят именно это. Попробуйте кого-то из них «пересадить» на более новое, современное, интересное. Вы столкнётесь с огромным сопротивлением. Молодой пользователь, конечно, более избирателен, легче меняет привычки, а многие сейчас вообще начнут бить себя кулаком в грудь, что они каждый день в поисках чего-то нового и совершенного. Однако даже молодые парни и девушки часто ходят в одни и те же кафе, в которых им хорошо, в один и тот же кинотеатр, в одни и те же магазины одежды и т.д. Даже если вы полдня сидите в тик-токе или листаете ленты в соц. сетях, у вас там один и тот же контент в разных ракурсах. Но ощущение создаётся такое, что вы целый день смотрели кучу самого разного контента от разных блогеров.

Если бы вечерние новости на каком-то канале каждый день выходили из новой студии, их бы смотрело гораздо меньше людей, чем тех, кто делает одно и то же. Каждая смена декораций, графики и ведущих в кадре — это стресс для зрителя.

Кстати, комьюнити-кастеры, работающие из своей квартиры, в том числе за счёт этого создают свой костяк аудитории. Многие заходят на стрим посмотреть не доту или CS, а «посидеть со своим другом». Они общаются, их интересы совпадают, они всё время в одной и той же квартире. Выезд на какой-то большой редкий турнир раз в 3-4 месяца — это как отпуск или поездка на пикник. Это воспринимается органично и уместно для пользователя.

Мы в Paragon Events стараемся находить баланс. От работы в одном и том же стиле в первую очередь начинают скучать таланты и вся команда продакшена. Студия тоже своеобразный «завод», где у каждого есть круг обязанностей и ежедневная рутина. Создаём новые костюмы, реквизит, декорации — и всем становится работать чуть интереснее и веселее. В первую очередь это интересно нам самим. Если позволяет ситуация, мы можем не менять декорации несколько турниров подряд, мы не зациклены на этом. В первую очередь должно быть комфортно нам и нашему зрителю. Собираем фидбек, где-то прислушиваемся и делаем выводы.

Наверняка объём работы значительно увеличился после того, как Paragon Events получила права на русскоязычное освещение турниров от ESL. С какими вызовами столкнулись лично вы в связи с данным сотрудничеством?

Начиная с первого дня поток вызовов даже не думает останавливаться. Самый главный из них — постоянно поднимать планку качества и не останавливаться на достигнутом. Контент ESL — это огромное количество крупнейших турниров в мире, и мы должны показать их зрителю на самом высоком уровне. Приходится сильно расширять команду, обучаться и развиваться каждый день. Также приходится решать очень много бытовых вопросов, потому что когда работы становится в несколько раз больше, студия и всё оборудование также требует масштабных расширений и апгрейдов. Ну и писать нам стали гораздо чаще. Одних только обращений по работе мы получили несколько сотен за первые пару недель, и всё еще их разбираем.

Спасибо большое за интервью! Напоследок хотелось бы узнать, чем студия освещения Paragon планирует удивлять своих зрителей в обозримом будущем?

У нас очень большие планы. Мы каждый день развиваем наш ingame-HUD и в скором времени планируем сильно удивить и порадовать наших зрителей новыми крутыми фишками. Усиленно готовимся к Эр-Рияду, чтобы показать его на уровне с The International. Планируем сделать большую студию аналитики и уже зовем много гостей.

Ещё одна крутая новость! В течение года мы введем абсолютно новый экспериментальный формат трансляции. Он будет идти параллельно с основным эфиром, и зрители смогут выбирать, какой для них лучше и удобнее. Он будет сильно отличаться от «старого», поэтому мы хотим собрать фидбек и услышать мнение комьюнити о том, стоит ли вещать именно так.

Планируем очень много классных нововведений, но пока что не могу обо всём рассказать. Следите за изменениями в эфире!


В первой части интервью Сергей Посашков рассказал о разных подходах к работе с молодыми и опытными талантами, а также оценил ситуацию на рынке кастеров, аналитиков и ведущих в Dota 2.

Читайте также

В комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения:

  • Запрещены прямые и косвенные оскорбления авторов материалов, как и любые комментарии, не относящиеся к сути новости;
  • Указание на ошибки в материале происходит с помощью специального функционала. Комментарии с таким содержанием будут удалены;
  • Критика — это нормально, но выражать ее нужно без злоупотреблений. Ваши слишком грубые комментарии про личностей, представленных в новостях, могут быть удалены.
Аватар пользователя
Аватар пользователя

Почему бы через каждый абзац не лепить фотку этого ....

Аватар пользователя
Аватар пользователя

впадлу читать, для лиги лени в двух словах, че там?

Аватар пользователя
Аватар пользователя

Маел ненароком на ее попку поглядывал, ему это не понравилось, наверное считает себя первым в очереди.

Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя

так это ген директор жира. он заведует всем жиром на планете. спасибо ему

Комментарии
Форум